Russian Belarusian English
Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Справка по будням:
+375 17 390 13 09
+375 17 256 80 59

многоканальный
Ежедневно с 7.00 до 20.00

Справка по выходным дням
+375 17 390 13 06
По выходным с 08.30 до 15.00

Вызов врача на дом
+375 17 390 13 06

Платные услуги
+375 17 390 13 21

«Горячая» линия
+375 29 314 62 17

E-mail: info@5gdp.by

 

Оказание психиатрической помощи детям с аутизмом

Оказание психиатрической помощи детям

с аутизмом в Республике Беларусь

(проблемы и перспективы)

 

Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. Экономические затраты государства, в связи с оказанием помощи таким детям, включают в себя расходы на систему лечения, реабилитации, выплату социальных пособий, содержание в домах-интернатах, а также уменьшение доходов в связи с сокращением трудоспособного населения.

Актуальность и фиксация внимания на данной теме обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности.

В Республике Беларусь с 2005 по 2013 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске.

Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

В последние годы наметилась положительная динамика в области диагностики и организации работы по оказанию специализированной помощи таким детям и их семьям, изменились подходы психиатрической помощи с акцентом на амбулаторно-поликлинический этап обслуживания детского населения.

Однако, проблемными остаются следующие моменты:

- низкий уровень осведомленности врачей, педагогов, родителей о ранних проявлениях аутизма не позволяет своевременно обращаться за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков, проводить диагностику на ранних этапах заболевания, что снижает эффективность данного вида помощи;

- отсутствует общая концепция (программа), системный подход в оказании помощи детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра;

- недостаточно специалистов (психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), которые имеют опыт работы с данной категорией пациентов и могут быть по праву названы высокоэффективными в своем виде деятельности;

- низкий уровень культуры коммуникации и взаимодействия общества с людьми с особенностями развития и их семьями приводит к социальной изоляции и вторичной аутизации последних.

К выше перечисленному можно добавить проблему кадрового обеспечения подразделений детской психиатрической службы, особенно в сельской местности, врачами-психиатрами, психотерапевтами, психологами, снижающую доступность и качество оказываемой помощи. Отсутствие в службе социальных работников не позволяет в должной мере обеспечивать полноценную преемственность в наблюдении и социальной адаптации данного контингента детей медицинскими работниками и специалистами учреждений образования.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют более тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур (ЦКРО и РМО) и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.

Назрела необходимость не только комплексного лечения детей с РАС, но и создание программы специализированной помощи детям с данной патологией на государственном уровне, с четко определенными и закрепленными зонами ответственности в различных видах помощи на межведомственном уровне, так как в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая, педагогическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам.

 

Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удается снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания родителей Косвенные симптомы аутизма у малышей Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам. Косвенные признаки аутизма: 1.Социальные:  Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;  Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);  Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;  Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;  Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);  Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;  В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели. 2.Трудности коммуникации:
 Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
 Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
 Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
 Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
 Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
 Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что
услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
 Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3.Монотонность (стереотипность) поведения:
 Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
 Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым
условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может
его пугать и нервировать);
 Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
 Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
 Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и
отказывается от чего-то нового);
Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.
 Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом
повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно
снова и снова «проходить» с ним этот урок.
 У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны
нарушать.
 Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
 Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
 Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым
обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
 При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки,
ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
 Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое
взаимодействие затруднено.
 Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми,
позволяя ему побыть в уединении.
 Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его
физическое развитие.
 Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с
аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о
своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по
воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на
улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться,
родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со
сверстниками и так далее.