Каких врачей специалистов, по Вашему мнению, недостаточно в нашем учреждении?

Хирург - 17.9%
Невролог - 17.2%
Офтальмолог - 32.1%
Оториноларинголог - 32.8%
Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

Депрессия у детей

Депрессия у детей, достаточно распространенное явление – результат стресса. Протекает она так же как и у взрослых, часто маскируясь такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, успеваемость в школе, колебания артериального давления, различные самотические симптомы.

Выделяют 10 симптомов детского стресса, которые могут привести к депрессии:

  1. Чувство собственной никчемности или вины. Ребенок чувствует, что не нужен семье и друзьям или же у него возникает стойкое впечатление, что он «затерялся в толпе». Начиеает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. На вопросы отвечает стеснительно и односложно.
  2. Проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти. Ребенок часто забывает, о чем говорили несколько минут назад. Теряет нить беседы, как будто ему совсем не интересен разговор. Трудно собирается с мыслями, школьный материал «в одно ухо влетел, из другого вылетает».
  3. Чрезмерная усталость и нарушение сна. Постоянно чувствует себя уставшим, и, тем не менее, ему трудно заснуть. А утром не подянть. «Сознательное» просыпание первого урока – один из самых частых видов протеста против школы.
  4. Боязнь тишины и/или шума. Ребенку не приятно, когда его окружает тишина, поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку или телевизор. Однако может быт противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков.
  5. Нарушение аппетита. Теряет интерес к пище, ест с уговорами даже прежде любимые блюда, или ест много, все без разбора.
  6. Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность. У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент  по самому незначительному поводу он может выйти из себя, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки.
  7. Бурная деятельность и/или пассивность. Развивается лихорадочная активность: ребенок ерзает, все время что-то перекладывает или теребит. На месте не сидит ни минуты. «Движенеи ради движения». Нередко испытывает внутреннее беспокойство, в подростковом возрасте ребенок с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят каками-то бесцельными вещами.
  8. Колебания настроения. Периоды подъема легко сменяются злобным или плаксивым настроением. И так может быть по нескольку раз в день.
  9. Отсутсятвие или чрезмерное внимание к внешности. Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или до обсурда долго вертится перед зеркалом, по десять раз переодевается перед походом даже в магазин, садится на жесткую диету, что бы только сбросить вес (опасность развития анорексии) – это тоже может быть вызванно стрессом.
  10. Замкнутость и нежелание общаться. Суицидальные мысли или попытки. Пропадает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

КАК СМЯГЧИТЬ СТРЕСС У ДЕТЕЙ?

  • Подъем и зарядка. Приучать ребенка к раннему утреннему подъему нужно постепенно. Как впрочем и к утренней зарядке, которую нужно делать вместе с ребенком – больше пользы и Вам и ему! Постепенное приучение к новому ритму жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки способствуют укреплению нервной системы.
  • Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите эту обязанность полностью на себя – это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но собираться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку. Необходимо в обязательном порядке утром – это завтрак. Утренняя еда  должна быть сытной и сбалансированной. Кроме всего прочего завтрак должен быть не только вкусным, но и полезным.
  • Еда с собой. Давать с собой ребенку фрукты и бутылочку негазированной минеральной воды. Это важно – обезвоживание опаснее для организма, чем даже голод. Кроме того, оно влияет на интенсивность мыслительного процесса.
  • Возвращение из школы. Обед, если ребенок не ест в школе, должен обязательно включать суп. При этом насильно заставлять есть ребенка второе не стоит. Отложите еду на полдник. Если ночного сна было недостаточно, то ребенок может поспать и днем, только не долго. После обеда можно так же погулять – ребенку нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит – организму нужен отдых. Оптимальное время для выполнения домашнего задания – с 16.00 до 17.00.
  • Помощь родителей. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него. Следите за тем, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба – важно, но близкие отношения с ребенком важнее.
  • Сладких снов. Детям 7-10 лет необходимо спать 10 – 10,5 часов в сутки, а подросткам не менее 8 – 9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в том числе и компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну – ритуал, который может включать прогулку, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательне гигиеничесие процедуры.

Старайтесь не ругать ребенка за оплошность в учебе. Убеждение, разъяснение сработают гораздно эффективнее. Оптимизм и юиор – это тоже союзники в помощи ученику. Кризисы развития неизбежны и через них проходят все люди в определенные периоды жизни, но все когда-нибудь заканчиваются, и кризисы тоже.

 

Доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО                              Тарасевич Елена Владимировна